Я знаю пароль, я вижу ананас. Я верю, что еноты придут спасать нас
У нас тут возникла широкая дискуссия на тему русского языка уровень "начальная школа".
Дискуссия зашла в тупик, поэтому для статистики вешаю голосовалку.
Потом поясню предысторию.
Прошу по возможности потыкать кнопочки, если есть желание, то обосновать свой выбор.
Дискуссия зашла в тупик, поэтому для статистики вешаю голосовалку.
Потом поясню предысторию.
Прошу по возможности потыкать кнопочки, если есть желание, то обосновать свой выбор.
Вопрос: Как правильно писать:
1. Мы купили апельсины и яблоки | 44 | (89.8%) | |
2. Мы купили апельсинов и яблок | 5 | (10.2%) | |
Всего: | 49 |
Я не утверждаю, что обязательно права, но так мне кажется.
Но, с чего все началось:
Мой племянник (3 класс) пришел со школы и у него предложение №1 было зачеркнуто как неправильное и написано как правильное то что под №2..
Спросила у дочи (4 класс) - она с ходу ответила "правильно - апельсинов и яблок". Т.е. именно этому их учат. И мы не можем понять в чем подвох. То ли мы все учились неправильно, то ли пойти с учительницей разбираться >.<
... и по существу - если в предложении появится обозначение чисел (много, пять), то точно надо говорить по второму варианту, но что делать без чисел и есть ли на это правило я пока не определила
Мы проверяли в свое время винительный падеж словом "вижу". Я вижу (кого? что?) апельсины. Я вижу много (кого чего?) апельсинов.
Если бы не диктант или четко заданые рамки, то можно хитрить и вставить слово "много", "несколько", "пять"... тогда апельсинов и яблок. Тогда существительное примет родительный падеж (кого чего?). Но я училась в школе тридцать лет назад. А язык имеет свойство меняться. Может там что-то и изменилось.
Чтобы выяснить, как склоняется слово апельсины, по начальной форме именительного падежа "апельсин" выясню, что это существительное мужского рода изменяется как слово второго склонения.
В изменении по падежам в форме множественного числа этого существительного интересует форма родительного падежа. Как правильно, килограмм чего? апельсинов или апельсин_?
Вот как склоняется это существительное в форме множественного числа:
и.п. что? апельсины
р.п. килограмм чего? апельсин-ов
д.п. отдам предпочтение чему? апельсин-ам
в.п. куплю что? апельсины
т.п. наслаждаюсь чем? апельсин-ами
п.п. расскажу о чём? об апельсин-ах.
В форме родительного падежа множественного числа это существительное имеет окончание -ов. Форма "апельсинов" является морфологической нормой русского литературного языка.
Купили кого? что? - винительный падеж, поэтому апельсины. А килограмм чего? апельсинов, когда это родительный падеж. Мне кажется, я видела варианты купили апельсинов как устаревший, времен Пушкина-Толстого.
Яблоки в винительном будут яблоки.
Дети долбят в школе именно родительный падеж злосчастных апельсинов, мандаринов, томатов, учительница просто просмотрела, что в отсутствие слова "килограмм" или еще какого веса падеж меняется с родительного на винительный, а это принципиально.
P.S. Это все не холивара ради. Просто мне надо понять принцип. Хочу в апреле пойти тотальный диктант писать, и не хочу опозориться на уровне начальной школы >.<
Для разграничения омонимичных падежных форм используют следующие приёмы.
3. Замена единственного числа на множественное.
Идти по дороге (окончание -е и в Д. п., и в П. п.).
Идти по дорогам (по чему? – Д. п., в П. п. – о дорогах).
4. Замена мужского рода на женский.
Встретил друга (окончание -а и в Р. п., и в В. п.).
Встретил подругу (кого? – В. п., в Р. п. – подруги).
5. Волшебное слово мама.
Особые сложности возникают при разграничении форм винительного и родительного, винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама». Именно это слово можно подставить в предложение. Подставили, смотрим на окончание: мамА – именительный, мамЫ – родительный падеж; мамУ – винительный падеж.
Сам погибай, а товарища (окончание -а и в Р. п., и в В. п.) выручай.
Сам погибай, а мамУ (В. п.) выручай.
У меня сын ходил к очень хорошему репетитору по русскому, она подсказала, что есть слова-помощники для определения склонений и падежей. Для склонений она так говорила: 1-рука, 2-плечо, 3-грудь. У них окончание всегда под ударением, если вдруг забыл, можно по ним безударное окончание проверить.
Я тоже хочу попробовать диктант написать, если не прозеваю как всегда).
Интересное правило. Спасибо, запомню.
ищу статью про это, как найду - выложу.
но купить помидоры и купить помидоров (чтобы не упираться в апельсины) - обе конструкции верны, лишь слегка меняется смысловое ударение, с винительным падежом важно что куплены именно помидоры, например, что именно их надо было купить, а с родительным - просто информация, что куплены продукты, если точнее, то помидоры.
В отдельных случаях при переходных глаголах существительное или местоимение могут иметь родительный падеж:
- при отрицании (например: не купил (чего?) хлеба (р.п.); не выпил (чего?) молока (р.п.));
- при указании на часть предмета (например: отрезал (чего?) сыру (р.п.); нарвать (чего?) цветов (р.п.)).
глагол "купить" - переходный. Учительница, видимо, рассматривает "апельсины и яблоки" как часть объекта, и тогда действительно нужен родительный падеж, как с примером про "нарвать цветов".