Я знаю пароль, я вижу ананас. Я верю, что еноты придут спасать нас
У нас тут возникла широкая дискуссия на тему русского языка уровень "начальная школа".
Дискуссия зашла в тупик, поэтому для статистики вешаю голосовалку.

Потом поясню предысторию.

Прошу по возможности потыкать кнопочки, если есть желание, то обосновать свой выбор.

Вопрос: Как правильно писать:
1. Мы купили апельсины и яблоки 
44  (89.8%)
2. Мы купили апельсинов и яблок 
5  (10.2%)
Всего:   49

@темы: детская тема, незаметное в повседневном

Комментарии
03.02.2018 в 23:16

Мы купили кого? что? апельсин (ед. ч.) апельсины (мн.ч.) винительный падеж. И звучит оно так правильнее.


Я не утверждаю, что обязательно права, но так мне кажется.
03.02.2018 в 23:24

Я знаю пароль, я вижу ананас. Я верю, что еноты придут спасать нас
brekikex, и так отвечает большинство опрошенных мной взрослых и голосование это подтверждает.

Но, с чего все началось:

Мой племянник (3 класс) пришел со школы и у него предложение №1 было зачеркнуто как неправильное и написано как правильное то что под №2..
Спросила у дочи (4 класс) - она с ходу ответила "правильно - апельсинов и яблок". Т.е. именно этому их учат. И мы не можем понять в чем подвох. То ли мы все учились неправильно, то ли пойти с учительницей разбираться >.<

... и по существу - если в предложении появится обозначение чисел (много, пять), то точно надо говорить по второму варианту, но что делать без чисел и есть ли на это правило я пока не определила :hmm:
03.02.2018 в 23:25

"Жуткий город - девок нет, в карты никто не играет. Вчера в трактире украл серебряную ложку - никто даже не заметил, посчитали, что ее вообще не было" (c)
Плюсую к brekikex. Винительный падеж он такой)))))
04.02.2018 в 16:02

Не, есть какие-то исключения, типа носков-носок, чулков-чулок.

Мы проверяли в свое время винительный падеж словом "вижу". Я вижу (кого? что?) апельсины. Я вижу много (кого чего?) апельсинов.

Если бы не диктант или четко заданые рамки, то можно хитрить и вставить слово "много", "несколько", "пять"... тогда апельсинов и яблок. Тогда существительное примет родительный падеж (кого чего?). Но я училась в школе тридцать лет назад. А язык имеет свойство меняться. Может там что-то и изменилось.
04.02.2018 в 16:28

Я знаю пароль, я вижу ананас. Я верю, что еноты придут спасать нас
brekikex, я тоже больше 20 лет про русский язык не вспоминаю >.< Поэтому с падежами сложно и в основном все на интуиции. Дочь правило четко объяснить не может. Чисто по благозвучию подходит первый вариант, а вот гугл за второй вариант :hmm:
04.02.2018 в 17:41

Надо только придумать, что сказать в Макао людям, которые ждут какао...(с)
У меня смутное чувство, что оба варианта имеют право на жизнь.
04.02.2018 в 18:09

Надо только придумать, что сказать в Макао людям, которые ждут какао...(с)
Вот, нашла:

Чтобы выяснить, как склоняется слово апельсины, по начальной форме именительного падежа "апельсин" выясню, что это существительное мужского рода изменяется как слово второго склонения.
В изменении по падежам в форме множественного числа этого существительного интересует форма родительного падежа. Как правильно, килограмм чего? апельсинов или апельсин_?
Вот как склоняется это существительное в форме множественного числа:
и.п. что? апельсины
р.п. килограмм чего? апельсин-ов
д.п. отдам предпочтение чему? апельсин-ам
в.п. куплю что? апельсины
т.п. наслаждаюсь чем? апельсин-ами
п.п. расскажу о чём? об апельсин-ах.
В форме родительного падежа множественного числа это существительное имеет окончание -ов. Форма "апельсинов" является морфологической нормой русского литературного языка.

Купили кого? что? - винительный падеж, поэтому апельсины. А килограмм чего? апельсинов, когда это родительный падеж. Мне кажется, я видела варианты купили апельсинов как устаревший, времен Пушкина-Толстого.

Яблоки в винительном будут яблоки.


Дети долбят в школе именно родительный падеж злосчастных апельсинов, мандаринов, томатов, учительница просто просмотрела, что в отсутствие слова "килограмм" или еще какого веса падеж меняется с родительного на винительный, а это принципиально.
04.02.2018 в 18:25

Я знаю пароль, я вижу ананас. Я верю, что еноты придут спасать нас
marinachan, О, спасибо за подробное пояснение :buddy:

P.S. Это все не холивара ради. Просто мне надо понять принцип. Хочу в апреле пойти тотальный диктант писать, и не хочу опозориться на уровне начальной школы >.<
04.02.2018 в 18:27

Уф, хоть научно объяснили. А то я своей чуйкой чую, что "купили апельсинов" коряво звучит, а почему, сказать не могу.
04.02.2018 в 18:32

Надо только придумать, что сказать в Макао людям, которые ждут какао...(с)
Вот еще нашла, мне понравилось:

Для разграничения омонимичных падежных форм используют следующие приёмы.

3. Замена единственного числа на множественное.

Идти по дороге (окончание -е и в Д. п., и в П. п.).

Идти по дорогам (по чему? – Д. п., в П. п. – о дорогах).

4. Замена мужского рода на женский.

Встретил друга (окончание -а и в Р. п., и в В. п.).

Встретил подругу (кого? – В. п., в Р. п. – подруги).

5. Волшебное слово мама.

Особые сложности возникают при разграничении форм винительного и родительного, винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама». Именно это слово можно подставить в предложение. Подставили, смотрим на окончание: мамА – именительный, мамЫ – родительный падеж; мамУ – винительный падеж.

Сам погибай, а товарища (окончание -а и в Р. п., и в В. п.) выручай.

Сам погибай, а мамУ (В. п.) выручай.

У меня сын ходил к очень хорошему репетитору по русскому, она подсказала, что есть слова-помощники для определения склонений и падежей. Для склонений она так говорила: 1-рука, 2-плечо, 3-грудь. У них окончание всегда под ударением, если вдруг забыл, можно по ним безударное окончание проверить.

Я тоже хочу попробовать диктант написать, если не прозеваю как всегда).
04.02.2018 в 18:37

Я знаю пароль, я вижу ананас. Я верю, что еноты придут спасать нас
marinachan, я посмотрела на сайте - регистрация до конца марта, сам диктант 14 апреля. Я еще об этом напишу ближе к регистрации. Мы на работе решили с одной сотрудницей пойти, тряхнуть стариной ))))

Интересное правило. Спасибо, запомню.
04.02.2018 в 20:09

О, у меня сестра с сыновьями пишет диктант каждый год. Ей нравится сама атмосфера и необходимость хоть немножко подтянуть грамотность, повторить правила, исключения. Я же пишу "по наитию" и многое уже забыла и пишу неправильно. Хотя чужие ошибки всегда бросаются в глаза.
05.02.2018 в 12:01

Смотри в небо, не утыкайся взглядом в землю!
оба варианта верны, есть некоторая тонкость в применении винительного либо родительного падежа с глаголами двойного управления.
ищу статью про это, как найду - выложу.

но купить помидоры и купить помидоров (чтобы не упираться в апельсины) - обе конструкции верны, лишь слегка меняется смысловое ударение, с винительным падежом важно что куплены именно помидоры, например, что именно их надо было купить, а с родительным - просто информация, что куплены продукты, если точнее, то помидоры.
05.02.2018 в 12:05

Смотри в небо, не утыкайся взглядом в землю!
пример 1:
В отдельных случаях при переходных глаголах существительное или местоимение могут иметь родительный падеж:
- при отрицании (например: не купил (чего?) хлеба (р.п.); не выпил (чего?) молока (р.п.));
- при указании на часть предмета (например: отрезал (чего?) сыру (р.п.); нарвать (чего?) цветов (р.п.)).


глагол "купить" - переходный. Учительница, видимо, рассматривает "апельсины и яблоки" как часть объекта, и тогда действительно нужен родительный падеж, как с примером про "нарвать цветов".
05.02.2018 в 12:09

Смотри в небо, не утыкайся взглядом в землю!
но первый вариант тоже правильный, не понимаю, как без контекста можно заявлять, что верен именно второй вариант.
05.02.2018 в 21:15

Я знаю пароль, я вижу ананас. Я верю, что еноты придут спасать нас
zaichatina, отличное объяснение, и все понятно *___* Спасибо :red: