Немного внезапный пост, но напишу пока актуально )))
Ходила в сбербанк. Пока оплачивала свои бумажки наблюдала за молодой мамашей с девочкой. Ребенку года полтора. Девочка очень бойкая, поэтому от мамы непрекращаемым потоком шло: "Алиса стой! Алиса сядь! Алиса не вертись!" Но это бы ладно... Убили меня фразы: "Как тебе не стыдно!, "У тебя совсем совести нет!", "Если бы ты не капризничала, мы бы все давно уже сделали!"
И вот очень хотелось подойти и сказать: "Девушка - у вас МАЛЕНЬКИЙ ребенок. Она не понимает таких понятий как стыдно и совесть. Это она освоит дай бог в 6-8 лет. И сложные речевые обороты с причинно-следственными связями - это тоже за гранью ее восприятия". В результате она не понимает половины сказанного и потом весь мамин монолог просто воспринимает как фоновую речь.
... ладно это был бы единичный случай, но я такое наблюдаю постоянно >.<
Своим друзьям-родным я в свое время
давала установку на добро объясняла что маленькие дети вообще не понимают сарказм.
То есть если ребенок задает вопрос: "Мама можно я постираю кота?" и мама отвечает с сарказмом "можно", то она сама себе злобный буратино.
Этого опять же многие не понимают...
Кроме того, есть такое понятие как аллегория (эта категория тоже недоступна маленьким детям) и даже слова которые ребенок знает часто надо объяснять в контексте.
Вот, на днях ребенка смотрела фильм "Огонь, вода и медные трубы"... Спрашиваю: "Ты понимаешь о чем название?" В ответ недоумение. Ну все же очевидно!
Захожу с другой стороны: "А при чем тут медные трубы?" Cлово-за-слово разобрались что и как.
Есть слова которые ребенок не понимает, но оценивает интуитивно. Пример: идем мимо ТК "Променад". Спрашиваю: "Ты знаешь что такое променд?" - "Знаю". - "объясни". - "не знаю, но слышала". Ладно, объясняю. Затем спрашиваю: "А где ты слышала это слово?" "Ну, в смешариках Нюша говорила: "пойдем на променад!"
Далее смешнее. Едем на автобусе видим заляпанные краской стены. Задает вопрос: "а это что?" Ну, говорю - это вандалы. Тут Надюха начинает махать руками: "Мама, тока не надо мне объяснять кто такие вандалы - я про них уже в Галилео смотрела!"

То есть к чему я это все рассказываю. Надо четко оценивать уровень развития словарного запаса ребенка. Это полезно как для взрослых (легче находить общий язык с ребенком), так и для ребенка (проще будет в школе учится).